Почти каждая девочка в детстве мечтала стать балериной. Но становятся ими только единицы. Ведь не каждая девочка готова лишаться детства и стоять у станка 6 дней в неделю. Ограничивать себя в сладостях и вместо походов в киношку с друзьями бежать на репетицию.
Мне всегда было интересно чем и как живут эти хрупкие, нежные и воздушные создания - балерины. Кажется они не ходят, а летают. И жизнь танцовщицы – это что-то совсем необычное.
Сегодня мы немного приоткроем занавес, зайдем за кулисы и проведем день с солисткой театра "Балет Москва" Александрой Киршиной.
Александра расскажите сначала немного о себе, как вы выбрали эту профессию и не жалеете ли?
Я родилась я в Москве в творческой семье. Мама танцовщица, папа музыкант.
В балет я попала благодаря знакомому педагогу моей мамы. Конечно, сейчас я об этом не жалею. Но были моменты, когда хотелось все бросить. Особенно в балетном училище. Нагрузки там были большие, огромный объём материала. Было очень непросто. Но именно там мне были даны знания и навыки, без которых в нашей профессии нельзя.
Мы знаем, что вы совсем недавно стали мамой? И очень быстро вернулись на сцену. Каково это совмещать роль матери и балерины?
Да, шесть месяцев назад я родила.
Поначалу я даже не представляла, как это можно совмещать. Когда не было Захара, мне казалось, что у меня и так ни на что не хватает времени.
Однако, все оказалось вполне реально. Пока мы на работе, малыш дома с няней.
Все свободное время стараемся проводить вместе. Иногда берём его с собой на репетиционную базу. Ему очень нравится, ведь с ним нянчится вся наша труппа.
Как здорово, что есть возможность брать малыша с собой, чтобы он смотрел как мама и папа танцуют. (Муж Александры также артист театра "Балет Москва").
Да, так сложились обстоятельства, что мне пришлось выйти на работу после декрета довольно быстро.
Как относятся к беременности в театре? Легко ли вас отпустили в декрет?
В театре отнеслись с пониманием. Ведь для женщины беременность естественное явление. Будучи в «положении», я работала, и всегда руководство нашего театра шло мне на встречу, если было плохое самочувствие или какие-то другие обстоятельства. И в декрет я ушла спокойно. И так же легко вышла.
Мне кажется что труппа балета Москва очень дружная и в ней царит атмосфера взаимопонимания и поддержки, а не зависти и конкуренции. Это так или я ошибаюсь?
Да, это правда. На мой взгляд у нас очень дружная команда. Наш коллектив небольшой и возвратная категория, примерно, одинаковая. Безусловно, на репетициях бывают разногласия, однако мы всегда стараемся решать все вопросы спокойно и с уважением друг к другу.
А теперь подходим к самому интересному. Как же строится день балерины. Сколько часов в день вы тренируетесь и есть ли у вас выходные, когда совсем нет физических нагрузок?
Мой день начинается где-то в 7:30 или 8:00 утра.
Перед выходом на работу нужно успеть покормить малыша, позавтракать, собрать все, что нужно для работы.
Рабочий день начинается с 11:00, но прийти нужно пораньше, чтобы разогреться перед классом.
После классического урока, начинаются репетиции репертуара.
Рабочий день заканчивается в 18:00, но мы можем освободиться и раньше. Это зависит от того, сколько у тебя репетиций.
Работаем 6 дней в неделю.
Но иногда у нас бывает и семидневная неделя. Это зависит от количества спектаклей.
А от нагрузок мы отдыхаем в отпуске.
Как проходят репетиции?
У нас в театре существует расписание, по которому проходит наш рабочий день.
На репетиции опаздывать нельзя. Также нужно хорошо разогреться, заклеить пальцы, (если это необходимо) надеть пуанты. На все это нужно время, поэтому приходить лучше немного заранее, чтобы все успеть и начать вовремя.
В классе присутствует педагог репетитор и концертмейстер.
Репетиции проходят каждый день по-разному. Если мы вводим в материал нового человека, то артисты, которые уже знают репертуар, помогают в обучении.
Мы можем пройти весь балет от начала до конца, как прогон. Либо с остановками, если нужно выяснить какие-то моменты.
Бывают ли травмы и боль, что до слез, но надо все равно идти на тренировку?
Да, конечно..
Наша профессия невозможна без боли. Просто артисты балета с самого раннего детства учатся ее терпеть, преодолевать себя.
Разумеется, если речь идёт о какой-либо серьезной травме, то заставлять работать никто не будет. Но если это стертые пальцы, или боль в мышцах, какие-то болевые ощущения в теле (у каждого артиста есть свои «больные места»), то это обычное дело.
В чем вы тренируетесь? Есть ли требования к внешнему виду?
В театре требования к форме не такие строгие, как в училище. В балетном училище занимаются строго в купальниках и трико.
В театре девушки, как правило, в балетном купальнике, трико, юбочка или шортики, возможно болеро. Для разогрева артисты носят специальные разогревающие комбинезоны или костюмы, тёплые папочки (мы называем их чуни), гетры.
Мужчины носят балетные трико, футболки, спортивные штаны.
Главное, чтобы было удобно репетировать, чтобы одежда не мешала при поддержках, иначе можно получить травму или травмировать партнера.
Какой ваш любимый бренд танцевальной одежды?
Мне нравится фирма Гришко. У них очень красивая, удобная и качественная одежда и обувь для танцев.
Тренируетесь ли вы в день выступления?
Да, разумеется. В день спектакля у нас (как и в любой другой рабочий день) сначала классический урок, а после репетиции спектакля на сцене.
А теперь поговорим о питании? Правда ли что балерины совсем мало кушают?
Правда ли, что вес балерины не должен быть больше 50 кг?
Это все предубеждения. Работа балерины связана с колосальными физическими нагрузками. Что касается меня, то в питании я себя не ограничиваю и ем все, что хочется. Но, конечно я не ем тоннами сладкое и булки. В театре каждый артист сам контролирует свой вес и питание, в училище немного другая история. В период созревания девочки начинают поправляться и главное в этот момент не впадать в крайности. Некоторые перестают кушать совсем и потом все это заканчивается плачевно. Нужно просто сбалансировать свой рацион и немного ограничить сладкое и мучное. В училище действительно вес балерин не должен превышать 50 кг, так как мальчики еще до конца физически не окрепли и поднять смогут слишком тяжелую партнершу, но потом это может обернуться большими проблемами со здоровьем. В театре все не так строго.
От куда вы берете силы, когда их уже совсем нет, а на тренировку все же надо прийти?
Бывает такое, что сил совсем не остается, не эмоциональных, не физических. Но это наша работа, нас закалило училище. Нужно переступать через себя и свое не могу, это и в жизни очень помогает. А силы берем изнутри. Есть слово, надо!
Где вы черпаете вдохновение для ролей?
Книги, фильмы, музыка. Во время постановки Крейцеровой сонаты, хореографа Роберта Бинета, для меня вдохновением послужила сама хореография, на столько мне близка была идея хореографа, музыка, но пока я этот балет не станцевала, так как во время постановки забеременела.
И напоследок Александра скажите, то чтобы вы сами сказали себе когда только начинали путь балерины?
Сейчас я уже понимаю, на сколько профессия балерины тяжелая и травма опасная, но вместе с этим очень интересная, захватывающая. И в начале пути я бы пожелала себе большого терпения, трудолюбия и обязательно удачи.